«Газпром» может возобновить прокладку «Северного потока 2» в Дании. Никаких апелляций против решения Датского энергетического агентства (DEA), разрешившего Nord Stream 2 AG использовать судна с якорным позиционированием для строительства трубопровода (инженерное сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ, пылевидных и разжиженных масс, а также твёрдого топлива и иных твёрдых веществ в виде раствора под) Датский апелляционный совет по энергетике не получил. 3 августа истек установленный для этого указом срок. Таким образом, ничто не мешает стройке начаться уже во вторник.
При этом врагов у трубопровода по-прежнему немало. Против спецпроекта активно выступают Соединенные Штаты, продвигающие в Евро союзе свой СПГ, а также Украина, опасающаяся утратить транзит. Польша также не приемлет «Северный поток-2», так как считает, что деньги из стран Европы для этого газопровода будут идти на русское оружие. Кроме того, трубопровод даст вероятность Москве отрезать Украину от транзита газа в Европу, а после делать с данной страной «все, что захочется», указывает премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий.
ДОСТРОЯТ, ЕСЛИ БУДЕТ Прибыльно
Опрошенные «Прайм» аналитики уверены, что, невзирая ни на какие заявления, газопровод будет достроен, и очень близко к заявленному «Газпромом» сроку – конец 2020-начало 2021 года. Достроить осталось чуть-чуть – всего проложить около 160 км труб и сертифицировать трубопровод.
«При скорости до 3,5 км в 24 часа два трубоукладчика способны пройти оставшиеся 160 км по двум ниткам за 90 дней, или за 3 месяца. Если работы возобновятся не позже начала октября, то к Новому году «Северный поток-2″ сумеет подать на сертификацию. Балтийское море не леденеет в этой части, и прокладку при необходимости можно вести ежегодно. Единственной проблемой могут стать шторма, которые на Балтике происходят с периодичностью приблизительно раз в неделю, осенью чаще. Но речь идет о задержках порядка нескольких дней. Затяжных простоев из-за погоды, как правило, там не бывает», — гласит аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
Есть еще момент возможного усиления санкций. Если порты Германии, включая опорную базу на полуострове Рюген, будут закрыты, то придется перебросить часть работ в Калининград. Допустимо, это прибавит еще пару недель, но даже в этом случае трубу успеют проложить до первых чисел января.
«На техническом уровне, я полагаю, можно успеть до конца года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)). Не убежден, правда, в реакции портовых служб, обслуживающих русские суда-трубоукладчики, на новый пакет санкций США. Но фактически их риски не так уж велики: ну чем им могут повредить эти санкции?», — согласен специалист «Финама» Алексей Калачев.
Другое дело, пожелает ли сам «Газпром («Газпром» — российская транснациональная энергетическая компания, более 50 % акций которой принадлежит государству)» теперь спешить. С одной стороны, окончание проекта объявлено президентом РФ и стало делом принципа. С другой стороны, американские санкции против «Северного потока-2» очень успешно, с точки зрения внешней политики Кремля, вбивают клин меж США и Германией, между Германией и Польшей, подрывая единство Запада в отношении РФ.
Может быть принято политическое решение еще какое-то время потянуть ситуацию в незавершенной стадии. Окончание проекта уже само по себе сделает эту повестку неактуальной. Мы фактически догадываемся, что «Газпром» не всегда самостоятелен в собственных стратегических решениях, рассуждает аналитик.
ГАЗОВАЯ КОНЪЮНКТУРА
Еще один резон – сложившаяся на европейском рынке газа ситуация. Она никак не способствует ускорению строительства, спрос на фоне вызванного пандемией кризиса довольно низкий. По оценкам экспертов, на текущий момент трубопроводные мощности «Газпрома» и без «Северного потока-2» сверхизбыточны по отношению к объемам экспорта.
Но трубопровод строится с прицелом на десятилетия. Если глядеть на газовый рынок Европы с исторической перспективы, то реализации данного вида топлива там очень стабильны, по объему они сравнимы с потреблением нефти, говорит Емельянов. ЕС как потреблял около 500 млрд кубометров газа в год в конце 1990-х, так и потребляет их в том же кол-ве в последующие два десятилетия. Бывали падения до 400 млрд, к примеру, в 2014 году, что сильно ниже текущего уровня. Но потом возникал дефицит предложения, и поставки восстанавливались.
«Что еще важно, внутреннее производство в Европе постоянно понижается. Сейчас оно немногим превышает 100 млрд кубов, хотя в начале века составляло практически половину общего потребления, то есть почти 250 млрд. Шельф Северного моря истощается, и ЕС беспристрастно нуждается в росте поставок из РФ либо других стран. Покупать у РФ будет априори дешевле при любых глобальных ценах на топливо», — рассуждает он.
Таким образом, у партнеров по проекту есть время невозмутимо завершить строительство, тем более, полноценной работы трубопровода даже после его запуска ждать не следует. Этому препятствуют многие причины — начиная от антимонопольных препон евро законодательства и заканчивая темпами восстановления экономики ЕС и цен на газ. Не исключено, что трубопровод выйдет на 50% загрузки уже последующим летом, но не столько за счет роста спроса на газ, сколько за счет переброски части поставок с украинского маршрута.
«Для того, чтобы газопровод получил вероятность работать на полную мощность, нужно одно из 2-ух: либо ЕС предоставит ему такое право в виде исключения из требований Газовой директивы, либо «Газпром» откажется от монопольного права на экспорт газа и пусти в личную трубу газ от других поставщиков – «Новатэка», «Роснефти», «Лукойла», — заключил Калачев.