Коронавирус поразил рынок автокредитования — Новости экономики — Авто 09.04.2020

Коронавирус поразил рынок автокредитования - Новости экономики - Авто 09.04.2020Ситуация с пандемией привела к сокращению доходов россиян и, как следствие, к росту просроченной задолженности практически во всех сферах кредитования. Автокредиты не стали исключением: объем просрочки по ним в I квартале 2020 года возрос на 4%. Эксперты предполагают, что такое положение дел сохранится навечно. Частично компенсировать негативные тенденции могут меры правительства по поддержке населения, в том числе и кредитные каникулы, но все еще не ясно, кто может претендовать на эти послабления.

Объем дефолтной задолженности по автокредитам за январь-март этого года вырос на 4%, до 52 млрд рублей по сопоставлению с тем же периодом прошлого года, пишет газета Известия со ссылкой на совместное изучение бюро кредитных историй «Эквифакс» и ассоциации коллекторов НАПКА, .

По данным агентства Автостат, по итогам прошедшего года в кредит было продано 44% новых легковых автомашин. При этом объем заявок на автокредиты вырос по отношению к 2018 году, а левел одобрения на протяжении всего года снижался.

В прошлом году средняя сумма автокредита выросла практически на 10% и достигла исторического максимума в 769 тыс рублей, банки выдали россиянам на покупку машин максимальные 615 млрд рублей.

КОРОНАВИРУС — ВИНОВНИК ПРОСРОЧЕК

Главный аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков уверен, что рост просрочек по автокредитам связан с текущим коронавирусным кризисом, который привел к ряду ограничительных мер общественного взаимодействия и приостановке работы многих организаций. 

«Соответственно, понижение доходов населения — это главная причина того, что вырастает временная, или долгосрочная неплатёжеспособность. Вероятно, что такое положение дел сохранится на довольно продолжительное время», — считает он. 

ФитнесОколо 30% рынка фитнес-индустрии может пропасть в апреле

В связи с нестабильностью рубля, падением цен на нефть и эпидемией короновируса трудности в сфере автокредитования обострились, соглашается автомобильный обозреватель Егор Васильев. 

Последние несколько лет наряду с фактическим и неизменным падением уровня доходов населения цены на автомобили показывали стабильный и непрерывный рост. Это приводило к вполне тривиальному результату — снижению продаж. Чтобы компенсировать данный эффект, автопроизводители использовали собственные финансовые инструменты: кредитные ПО, в том числе и с остаточной стоимостью, лизинг, автомобиль по подписке и прочее. При этом, зачастую использовались привлекательные минимальные ставки кредитования. 

Но в связи с коронавирусом текущие доходы населения сократились, а часть вообщем осталась без источников доходов. «В большей степени эта тенденция проявилась в больших городах, где количество людей, занятых в сфере обслуживания, очень велико — именно эта категория граждан активно употребляет кредитные инструменты для приобретения машин», — гласит он. 

По мнению эксперта, на фоне того, что никто точно не знает наверняка, когда закончится пандемия, люди начинают определять для себя приоритетные направления использования личных денег, а обслуживание кредита в эти направления может и не попадать. В итоге падения поступлений от кредитных программ банки, защищая личную финансовую стабильность, начинают пристальнее рассматривать заявки, снижая процент одобрения. 

По словам замдиректора «Автостата» Сергея Удалова, в агентстве предсказывали снижение рынка новых автомобилей еще до резкого повышения курса валют и начала пандемии коронавируса. Для этого по итогам прошедшего года уже сформировались базовые причины, в первую очередь — прекращение роста реальных доходов. 

«Важное снижение цены нефти, рост курса валют, эпидемия пандемии и воздействие ее на экономику вкупе приведут к более значимому падению рынка, чем мы считали в начале года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима))», — отметил он.

Cнижение уровня одобрения заявок на автокредиты в прошедшем году говорит о том, что банки уменьшали аппетиты к риску в данной сфере кредитования. В 2019 году банки продолжили развивать кредиты на автомашины с пробегом, доля таких кредитов выросла до 26% в общем объеме автокредитов. 

«Как раз эти кредиты являются более рискованными для банков, но потенциал совершенствования на этом рынке — гораздо более весомый для банков, так как объем рынка в 3 раза выше, чем рынка новейших автомобилей», — отметил эксперт.

ГИБКИЙ ПОДХОД

По оценкам Удалова, после мартовского роста рынок новейших автомобилей в апреле упадет на 70-90%, затем будет маленькой всплеск после снятия режима самоизоляции до тех пор, пока не будут распроданы остатки машин по стареньким рублевым ценам, но это не более, чем один месяц. Потом последует его значимое падение, пока не поднимутся цены на нефть и не начнет нормально работать экономика державы, уверен он.

При этом у банков будет интерес работать на этом рынке (совокупность процессов и процедур, обеспечивающих обмен между покупателями (потребителями) и продавцами (поставщиками) отдельными товарами и услугами), сохранять платежеспособных посетителей, стимулировать более быструю смену ими автомобиля, более жестко подходить к одобрению новейших кредитов, но в то же время развивать кредитование автомобилей с пробегом и персональную работу с клиентами, а также развивать кредитование автомашин с пробегом и новых автомобилей (Самодвижущийся экипаж — моторное дорожное и вне дорожное транспортное средство, используемое для перевозки людей или грузов) за счет приложений с гарантированным обратным выкупом автомобиля.

Частично компенсировать нехорошие тенденции могут меры правительства по поддержке населения, включая кредитные каникулы, но пока остаётся неясным, кто и в каком объеме может претендовать на такие кредитные послабления, отмечает Кочетков.

Покупательница в отделе бытовой техникиМагазины опустеют к маю: в РФ назревает дефицит бытовой техники

«В конечном итоге все будет определяться продолжительностью ограничительных мер. Если ситуация затянется еще на 1-1,5 месяца, то для рынка автомашин это будет почти катастрофой. Если же ограничительные меры начнут сниматься в близкое время, а бизнес постепенно возвращаться к нормальной работе, то провал продаж в апреле на 20-30% будет временным», —  гласит он.

Некоторые компании начали активнее продвигать продажи через веб, что снижает издержки и повышает потребительскую активность в критериях ограничений на социальное взаимодействие. Возможно также и сокращение предложения по модельному ряду с повышением поставок более дешёвых автомобилей, чтобы соответствовать реальному спросу. 

По воззрению Васильева, падение притока денежных средств в автоиндустрию конечно создает дополнительный фактор давления на дилеров и автопроизводителей. 

«В сложившейся обстановке от автопроизводителей потребуется более гибкий подход и, возможно, создание новейших финансовых инструментов уже не для оживления рынка, а для его поддержания на плаву до тех пор, пока кризис не завершится», — уверен он.

Никита Рябинин, глава люксембургского кабинета консалтинговой группы KRK Group также допускает появление новых денежных продуктов. “Вероятно, будет акцент на разные ПО рефинансирования по уже имеющимся кредитам, чтобы помочь заемщикам расплатиться с долгами. Быстрее всего, появятся и новые продукты автокредитования, которые будут считать падение реальных доходов населения: пониженные ставки, больший срок выплат или другие комфортные для заемщиков условия”, — произнес он.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Bridgestone объясняет, почему мы должны использовать летнюю резину

Европа перевела часы на час вперед и дрожит в предвкушении теплых дней. Традиционно новый сезон ...