Не пропусти

Хочешь летать — плати. Авиарынок сохраняют за счет пассажиров — Транспорт

Хочешь летать - плати. Авиарынок сохраняют за счет пассажиров - Транспорт Выпущенное правительством постановление о порядке компенсаций за отмененные авиарейсы является некоторым компромиссом между интересами пассажиров и авиакомпаний – интересы и тех, и других мучаются, но это лучший из всех плохих вариантов, считают опрошенные агентством «Прайм» специалисты.

Авиакомпании получили право отказаться от своих обязательств и возвратить деньги пассажирам или предложить им в течение трех лет пользоваться другим рейсом в счет ранее полученной платы. Соответственное постановление принято кабмином РФ.

Согласно документу, пассажир (человек, который не является членом экипажа и который перевозится транспортным средством в соответствии с гласным или негласным договором перевозки) имеет право отчасти или полностью использовать эти средства, а в случае необходимости — доплатить за новый билет. Это допустимо при наступления чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, при внедрении режима повышенной готовности.

Виды Турции«Восточная сказка» откладывается. Россиян пока не пустят на турецкие курорты

Пассажиры, общепризнанные инвалидами I или II группы, а также ветераны Великой Российской войны, лица, сопровождающие инвалида I группы или ребенка-инвалида II группы, лица, имеющие удостоверение многодетной семьи, сумеют подать заявление о возврате провозной платы до истечения 3-х лет с даты отправления рейса.

ВРЕМЕННЫЙ КОМПРОМИСС

Эксперты считают, что выпущенное правительством постановление является некоторым вынужденным компромиссом между интересами пассажиров и авиакомпаний.

Невзирая на то что в постановлении (многозначный юридический термин, означающий: Постановление — один из видов подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти (например, Постановление Правительства) говорится об особенностях исполнения контракта воздушной перевозки пассажира при угрозе возникновения отдельных чрезвычайных ситуаций, внедрении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей местности РФ либо на ее части, речь идет только о определенном временном периоде.

Оно применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 года по интернациональным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 года — по всем внутренним воздушным перевозкам и другим международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 года.

«Факт того, что правительство выпустило документ, легализующий видоизменения условий договора в одностороннем порядке, указывает, что это форс-мажорные происшествия. Изменять отношения поставщика услуг и потребителя, продлевая действия документа после 1 мая в критериях нормального рынка, возвращающегося к жизни, недопустимо», — считает глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Денежные средства С ПРОЦЕНТАМИ

Пассажиры, рейсы которых были отменены в вышеуказанные сроки, могут пользоваться услугами авиакомпании в течение трех лет. В том случае, если денежные средства, зачисленные на депозит клиента в счет будущих полетов, не будут применены, то авиакомпания должна вернуть пассажиру стоимость авиабилета и «пользование валютными средствами» с процентами, размер которых определится ключевой ставкой ЦБ.АэропортЗакрытые границы ставят авиаперевозчиков на грань выживания

Специалисты считают такую меру правильной. По мнению главного редактора портала «Авиа.ру» Романа Гусарова, она полностью справедлива, так как клиенты авиакомпании смогут быть уверенными, что их денежные средства «не съест инфляция».

МИНУСОВ МНОГО

При этом эксперты отмечают, что в документе не учли несколько существенных моментов. «В постановлении сообщается только о тех рейсах до 1 мая, которые были отменены или перенесены авиакомпаниями. При этом многие пассажиры сами не полетели, так как в неких регионах уже были введены ограничения. Люди побоялись лететь, хотя авиакомпании делали рейсы по России», — напомнил Гусаров.

Выходит, что на сегодняшний момент, все те, кто добровольно отказались от перелета в силу понятных обстоятельств, никакой компенсации не получат и претендовать на изменение критерий договора не могут, объясняет он.

Кроме того, в документе отсутствует пункт о том, что пассажир, купивший билет, к примеру, «Москва-Сочи», может гарантированно претендовать на ту же услугу без доплат, отмечает Пантелеев.

«В том случае, если билеты очень подорожают, пассажиры, вероятнее всего, проиграют даже с учетом того, что по истечении 3-х лет получат свои денежные средства с процентами по ставке Центробанка», — разъясняет эксперт.

Есть и еще одна важная деталь. «По прошествии 3-х лет истекает срок исковых заявлений по претензиям потребителей. Это означает, что, если по истечении этого времени авиакомпания не выполнит собственные обязательства по перевозке и не вернёт деньги пассажирам, то срок исковых заявлений истечет», — подчеркивает Пантелеев.

Разорение НЕ ИСКЛЮЧЕНО

В пояснительной записке к проекту постановления, который разрабатывал Минтранс, указывается, что такая квота нужна для того, чтобы избежать банкротств авиакомпаний. Но эксперты констатируют, что разрешение перевозчикам в одностороннем порядке заносить изменения в условия договора о воздушной перевозке – квота неплохая, однако для того, чтобы избежать банкротства личного бизнеса ее недостаточно.

При этом документ на данный момент не защищает интересы пассажиров в том случае, если авиакомпании по любым причинам не смогут выполнить свои обязательства по перевозке или возврату валютных средств через указанный срок.

«Даже сейчас, продавая билеты, авиакомпании продолжают нести риск разорения. И в этой ситуации государство не сможет взять на себя ответственность за весь личный бизнес. Я не исключаю, что часть авиакомпаний, взявших на себя свежие обязательства перед пассажирами, будут вынуждены объявить себя нищими через какое-то время», — предупреждает Гусаров.

Но этот документ – единственный удачный вариант, который можно было придумать в обстановке, когда авиакомпании оказались в сложном положении. Если бы данное постановление не было выпущено правительством, вопрос о возврате денежных средств пассажирам, скорее всего, решался бы в рамках гражданского законодательства, клиенты авиакомпаний (или авиационная компания (так же авиапредприятие транспортное или авиатранспортное предприятие)— организация, производящая пассажирские и грузовые воздушные перевозки, авиационные работы) возвращали бы собственные деньги через суд.

«Еще одной альтернативой было бы выделение авиакомпаниям гос-вом денежных средств в виде кредитов сроком до 3-х лет. Это потребовало бы немалых бюджетных расходов, поэтому правительство России пошло по тому пути, который рекомендован Интернациональной ассоциацией воздушного транспорта», — объясняет Пантелеев.

Согласно оценкам профессионалов, авиакомпании за время пандемии должны вернуть пассажирам денежные средства за билеты на сумму порядка 60 млрд рублей, гласит Пантелеев. «В ситуации, когда у них нет денег, они были бы признаны нищими, и страна лишилась бы большинства авиаперевозчиков. А это сотни тысяч рабочих мест и высококвалифицированных служащих персонала», — заключил он. ​

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Китайский автоконцерн Great Wall приостановил инвестиции в Турции — Транспорт

Китайский автоконцерн Great Wall приостанавливает запланированные инвестиции в Турции, ссылаясь на часто меняющиеся правила и растущие затраты на рабочую ...