Зеленая энергетика не вытесняет традиционную, а дополняет ее |

Зеленая энергетика не вытесняет традиционную, а дополняет ее | Юрий Маневич в середине апреля был назначен заместителем министра энергетики РФ, курирующим вопросы развития электроэнергетики. О том, какие задачи перед ним стоят, а также что будет с зеленоватой энергетикой, «неотключаемыми» должниками и созданием газовых турбин, заместитель министра рассказал в экспресс-интервью агентству «Прайм» в преддверии Петербургского международного экономического форума. 

— Какие задачки перед вами поставили как приоритетные при назначении на должность замминистра? 

— Вопросы, которые мы обсуждали, – всеохватывающее развитие электроэнергетики как отрасли, потому что это база, от которой зависят перспективы совершенствования и надежность функционирования всей экономики государства. Традиционная генерация, электросетевой спецкомплекс, энергосбытовая деятельность, возобновляемые источники энергии, малая энергетика — принципиально, чтобы в отношении всех направлений был здравомыслящий подход, все они являются серьезными составляющими отрасли. 

— Какова роль Минэнерго в работе по локализации в РФ производства оборудования для модернизации ТЭС, и в частности турбин? 

— Мы работаем в интенсивном партнерстве и сотрудничестве с Минпромторгом. Минэнерго является профильным куратором данного направления, потому мы подходим к вопросу с точки зрения технологий, с точки зрения того, чтобы это оборудование и внедрение новенькой программы локализации не повлияло негативно на надежность функционирования энергосистемы. Ряд оборудования, которое мы желаем локализовать, не может производиться в России в реальный момент.

Мы должны представлять последовательность действий: пока этого оборудования нет, чтобы система накрепко функционировала, нужно продолжать поставки из-за рубежа. Мы как раз осуществляем такое курирование вместе с Минпромторгом, чтобы обеспечить наиболее безболезненное, поэтапное и равновесное внедрение оборудования российского производства.

Мосбиржа к июлю может запустить торговлю «зеленоватыми» и «социальными» облигациями

Важный здесь такой вопрос: когда наш изготовитель будет готов? Учитываем и вопрос санкций, которые могут внезапно ввести: что будет, если зарубежному партнеру санкции помешают продолжить партнерство. Не получится с немецким или американским поставщиком — у нас есть, к примеру, Китай. То есть нужно понимать, кто из альтернативных международных поставщиков может подстраховать. Это также может воздействовать на сроки изготовления оборудования (Оборудование — работа по обустройству, дополнению чего-либо в среде обитания человека: вещей (напр), а система-то должна накрепко функционировать, этого никто не отменял, и за надежное функционирование энергосистемы как раз и трепетно Минэнерго. Минпромторг в большей степени заинтересован в ускорении локализации, а мы в первую очередь заинтересованы в надежном функционировании энергосистемы.

Мы думаем, естественно, о том, чтобы оборудование было локализовано в РФ, но для нас приоритетная задача – надежность. Если мы понимаем, что негативных последствий не будет, мы, естественно, в этой логике поддерживаем Минпромторг и в этой логике собственные предложения и даем. 

Мы исходим из международного опыта, который указывает, что в отдельных странах получилось создать свое производство. Мы обязаны не то, что не считать себя хуже, мы должны понимать, что у нас с точки зрения потенциала все еще лучше. 

Вместе с тем необходимо отметить, что в тех программках поддержки, в которых со стороны государства инвесторам гарантируется возмещение издержек с доходностью, обязательно устанавливается требование по локализации оборудования. Речь идет о программке модернизации тепловой генерации, программе развития газовых турбин большой мощности, программке модернизации и строительства (электростанций — ред.) в неценовых зонах рынка, в том числе в Дальневосточном федеральном районе.  

— Ведется ли проработка программы поддержки зеленой энергетики (слово, имеющее несколько значений: Энергетик — любой работник энергетической отрасли (электроснабжение, теплоснабжение)) после 2024 года? 

— На данный момент есть программа поддержки до 2025 года и мы исходим из того, что станем поддерживать ее продление до 2035 года.

Вместе с тем, безусловно, станем корректировать параметры этой поддержки: новая программа должна стать мение затратной и включать в себя цели по вывозу продукции. 

— Минэнерго будет поддерживать продление существующей ПО поддержки в основных параметрах как она есть? 

— В главных. И мы, может, ее немного усовершенствуем, с учетом опять же экономического и экологического эффекта. 

— Сколько еще планируется выстроить зеленых энергомощностей? 

— Я не хотел бы на данный момент озвучивать точные цифры, но предложения и инициативы о величине в границах одного гигаватта в год были. Важно отметить, что зеленая энергетика не теснит традиционную генерацию, а дополняют ее. Такие компании как «Фортум», «Энел», специализирующиеся работой в обоих этих направлениях, являются примером. Тот же самый энергохолдинг может иметь в собственном составе возобновляемую энергетику – как раздельно, так и в связке с классической. Крупная электростанция может заменить свои небольшие дизель-генераторы или газопоршневые электростанции на солнечные модули или ветроустановки. Но и также может работать раздельно. Это вещи, которые отлично друг друга дополняют. 

— Год назад глава Минэнерго Александр Новак гласил, что из-за окончания ДПМ (договоров, гарантирующих компаниям окупаемость инвестиций в строительство новейших энергомощностей за счет повышенных платежей потребителей) в отрасли в 2021-2035 годах высвобождается около 3,5 триллиона рублей, из которых 405 млрд могут быть направлены на развитие зеленой энергетики. На данный момент обсуждение ведется в этих же параметрах? 

— Это моменты дискуссионные, нужно сначала определить конкретную величину экономии и позже уже дальше предложить обоснование. Нам нужны четкие цифры и точное обоснование, чтобы мы понимали, что здесь есть обоснованный экономический и соц эффект. Очень важный момент: когда мы с вами говорим о том, что нас волнует надежность функционирования энергосистемы, наряду с этим нас точно также волнует то, чтобы уровень тарифов не рос непрогнозируемо. То есть мы должны осознавать последствия для потребителя. Когда принимается какая-то программа, она должна считать последствия для потребителей, для промышленности, для населения. Если мы желаем, чтобы наша экономика развивалась, нельзя наносить удар по нашей индустрии. С другой стороны, энергетика тоже является частью экономики. Потому я еще раз подчеркиваю – сбалансированный подход здесь очень важен. При этом, мы исходим из того, что цены на электроэнергию (физический термин, широко распространённый в технике и в быту для определения количества электрической энергии, выдаваемой генератором в электрическую сеть или получаемой из сети потребителем) не обязаны быть выше инфляции. 

— Промышленные накопители энергии входят в сферу внимания Минэнерго? Данной темой пока в России занимается «Роснано»? 

— Не только лишь «Роснано». Есть разные производители, с которыми мы собираемся встречаться, дискуссировать концепцию развития инновационного направления накопителей электроэнергии. 

— То есть Минэнерго готово выделить это в отдельное направление работы? 

— Мы думаем об этом, рассматриваем накопители и как отдельный сектор, так и в сочетании с зеленой, малой энергетикой, потому что так увеличивается эффективность. 

— Поднимаются ли энергосообществом вопросы работы розничных рынков электроэнергии, в частности, по обстановке с неплатежами? 

— Вопросы функционирования розничных рынков электро энергии для энергосообщества и для министерства как профильного регулятора являются важными. В этом направлении ведется работа по вопросу (форма мысли, выраженная в основном языке предложением, которое произносят или пишут, когда хотят что-нибудь спросить, то есть получить интересующую информацию) платы за неиспользуемый покупателями резерв сетевой мощности, в части совершенствования процедур ограничения энергопотребления неплательщиков, процедуры конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика электроэнергии. 

— Какая конкретно работа идет по неотключаемым потребителям? 

— Мы исходим из того, что должна быть точная система. Если речь идет, например, о таких организациях как школы, клиники, они должны платить за электроэнергию, но к ним нельзя подходить как к обыкновенному потребителю, поэтому нужны четкие правила: при каком механизме данный объект может быть отключен за долги и кто на себя возьмет поддержание энергоснабжения, кто на себя возьмет предоставление денежных гарантий.

Энергетики в РФ готовят новшества, которые позволят сэкономить на электроэнергии

Механизмы еще прорабатываются, но кто-то такие госгарантии должен на себя взять, потому что если плата за электроэнергию и тепло не будет обеспечена, то, соответственно, энергосистема не сумеет нормально функционировать. Работники в электроэнергетике за свой труд обязаны зарплату получать, необходима закупка топлива, поддержание оборудования в обычном состоянии, поэтому платежи в любом случае никто не отменял, а вот механизмы, как обеспечить поддержание той же клиники в рабочем режиме и при этом взять оплату с нее за поставленные электроэнергию и тепло, – эти механизмы как раз на данный момент и прорабатываются. 

— В рамках поручения президентской комиссии по ТЭК Минэнерго разработало законопроект, закрепляющий закрытый перечень из 9 льготных регионов, в которых потребители кроме населения получают электроэнергию по цене регулируемых договоров (РД), а не по более дорогой рыночной. Госдума уже приняла его в первом чтении. При этом Забайкалье стремится перейти на РД и предлагает включить район в закрытый перечень, увеличив число регионов с льготными исключениями до 10. Какова позиция Минэнерго (энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий государственное управление в области энергетики и находящийся в ведении) по этому вопросу? 

— От исключений мы обязаны уходить. Исключение – это вынужденная мера. Рынок — постоянно более прозрачный вариант, но чтобы он был таким, надо вводить правильную систему контроля и регулирования. Естественно, сразу невозможно такой системы достичь, она нуждается в неизменном контроле и совершенствовании. Там, где невозможно уйти от этого, будут действовать регулируемые договоры. Где нереально — не будут. Такие вещи мы, естественно, станем контролировать, изучать и совершенствовать. 

— По Забайкалью есть точная позиция? 

— Этот вопрос еще находится в обсуждениях, но позиция стратегическая в том, чтобы количество зон с регулируемыми договорами было наименьшим.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Bloomberg: Европе грозит холод из-за решения Байдена — Альтернативная энергетика

Европе грозит холод из-за решения Байдена остановить выдачу новых разрешений на экспорт СПГ, пишет Bloomberg. Ранее ...