Правительство залезло в долги из-за пандемии — Макроэкономика

Правительство залезло в долги из-за пандемии - Макроэкономика Долг правительства РФ на фоне кризиса, вызванного пандемией коронавируса, превзошел его ликвидные активы.  Из обзора банковской системы ЦБ следует, что на 1 апреля депозиты федеральных органов управления составили максимальные 17 трлн руб. Федеральный госдолг при этом достигнул 14,5 трлн руб. Объем активов превышал долги практически на 2,5 трлн руб. К началу лета госдолг и резервы практически сравнялись на отметке 14,3–14,4 трлн руб. Долг федерального правительства на 1 июля составил 14,77 трлн руб., а ликвидные резервы – 13,22 трлн руб. Таким образом, госдолг превзошел активы правительства на 1,55 трлн руб.

По воззрению опрошенных «Прайм» экспертов, это произошло на фоне падения цен на нефть и издержек денежных средств на борьбу с последствиями коронавируса. Но ничего опасного для российской экономики в этом специалисты не видят, а стабильности госбюджета незапятнанный долг правительства никак не угрожает. 

Очевидных УГРОЗ НЕТ

Появление чистого долга (это обязательство, а также денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику (дебитору) с условием их возврата в будущем и/или выплаты вознаграждения) у русского правительства в результате расширения расходов федерального бюджета для борьбы с последствиями вспышки коронавирусной инфекции не является тревожным сигналом для экономики. «В связи с кризисом весьма многие правительства начинают либо наращивать долг, либо резко сокращать собственные резервы. В РФ понемногу наращивается долг и падают резервы», — разъясняет главный экономист «Открытие Research» Максим Петроневич. 

Предпосылкой этой все же негативной «картины» является не эпидемия, а ограничительные действия, которые правительства (одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал)) большинства государств были вынуждены предпринять с целью сдерживания распространения вируса. «Сдерживающие квоты, суть которых можно свести к двум понятиям: удаленная работа и самоизоляция нанесли значимый урон бизнесу, что по цепочке привело к значительному сокращению поступления налоговых выплат в бюджет и потребительских расходов населения», —  отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко. 

К тому же, на сырьевом рынке случился обвал цен, что для русской экономики явилось крайне болезненным «уколом». Минфин обязан компенсировать выпадающие нефтегазовые доходы, а также увеличивать расходы сверх лимитов, определяемых бюджетным правилом. «Если учитывать, что значительная часть российского бюджета привязана к нефтегазовым доходам, которые испытывают дополнительный стресс от снижения цен, и от того, что России необходимо соблюдать договоренности в рамках ОПЕК, безусловно, правительство вынуждено залезать в личную «кубышку» —  ФНБ», — разъясняет Петроневич. 

По его словам, объем ФНБ пока остается значимым, из него еще можно брать деньги. Для стабильности госбюджета незапятнанный долг правительства не несет никакой серьезной опасности, так как уровень долга еще сопоставим с уровнем долга других развитых стран, в которых он обычно превосходит уровень 70%, отмечает он.

«Клубок» этих обстоятельств, по мнению Чередниченко, стал основным триггером понижения накопленных резервов страны и роста задолженности федерального бюджета.

ДОЛГОВАЯ НАГРУЗКА

«По итогам 2019 года муниципальный долг был эквивалентен 14,6% к ВВП при медианном значении для государств с таким же рейтингом дефолта на уровне в 55,0% ВВП. И последние решения правительства, которые обязаны были привести к ожидаемому дефициту в 5% ВВП бюджета, не воздействовали ни на рейтинг, ни на «стабильный» прогноз по нему», — приводит статистику управляющий отдела аналитических исследований «Высшей школы управления деньгами» Михаил Коган. 

Ранее многие ведущие экономисты и представители крупного бизнеса неоднократно предлагали резко увеличить долговую нагрузку для реализации более претенциозных проектов по коренной перестройке структуры русской экономики. Но, по мнению Когана, в правительстве продолжают аккуратно относиться к имеющимся ресурсам и с нежеланием естественно отказываются от прежней максимы «не палить резервы».

«В то же время сложившаяся в последние недели ситуация на долговом рынке гласит об узких местах подобной стратегии. В планах Минфина привлечь в течение третьего квартала 1 трлн (натуральное число, изображаемое единицей с 12 нулями (1 000 000 000 000 = 1012, тысяча миллиардов или миллион миллионов) в системе наименования чисел с короткой шкалой (в том числе и в России); 18) рублей, но из-за нежелания предлагать премию к вторичному рынку пока реализация смотрится неоднозначной», — говорит он.

В условиях фактически полного исчерпания запаса ЦБ по смягчению монетарной политики и появившихся санкционных рисках нерезиденты не проявляют былой энтузиазм к ОФЗ, а локальные участники ждут от Минфина более прибыльных условий. «Дальнейший рост долговой нагрузки приведет к пересмотру ставок ввысь, однако с учетом решительных действий Банка РФ весной-летом этого года данный эффект не окажет важного влияния на макроэкономическую стабильность», — считает он.

ЧЕГО Ожидать ДАЛЬШЕ? 

Скорее всего чистый долг правительства в течение года будет продолжать расти. Петроневич связывает это с тем, что цены на нефть продолжают оставаться низкими. «Пока нефть будет ниже 50 баксов за баррель, российский бюджет будет продолжать изымать денежные средства из ФНБ и снижать свои активы, а параллельно с этим увеличивать заимствования в соответствии с планом, потому чистый долг будет продолжать расти», — предсказывает он. 

При этом эксперт отметил, что российский ВВП во втором квартале заблаговременно упал на 8,5%, что лучше прогноза Минэкономразвития. Данный показатель значительно меньше чем, к примеру, у США — согласно 1-ой оценке бюро экономического анализа министерства торговли Штатов, ВВП во втором квартале свалился на рекордные 32,9% в годовом выражении.

Давление на бюджет РФ может усилиться только лишь в том случае, если ситуация развернется так, как мы это следили в марте — мае текущего года. «В этом случае вероятны различные ограничения и изменения в налоговом и соц поле. Но это — крайний случай, возможность реализации которого критически ничтожна», — рассуждает Чередниченко.

В случае, если вторую волну распространения вируса получится полностью купировать или ограничить с наименьшими потерями для бизнеса, постепенно начнет восстанавливаться русский бизнес и мировой рынок. Тенденция роста чистейшего долга развернется в обратную сторону, заключил он.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

В Словакии подсчитали сумму оказанной помощи Украине — Макроэкономика

Общий объем оказанной Украине помощи со стороны Словакии, включая военную помощь и помощь беженцам, оценивается на уровне 1 ...