Эксперты про 100 дней Мишустина: без раскачки в условия форс-мажора — Новости экономики — Макроэкономика 23.04.2020

Эксперты про 100 дней Мишустина: без раскачки в условия форс-мажора - Новости экономики - Макроэкономика 23.04.2020Сто дней Миши Мишустина на посту председателя правительства России пришлись на форс-мажорные происшествия: распространение коронавируса отодвинуло на второй план ускорение спец реализации нацпроектов и заставило его в оперативном режиме создать работоспособную команду по внедрению критических мер спасения экономики, часть из которых уже сработали, но пока «буксует» поддержка малого и среднего бизнеса, есть «перегибы» в сфере здравоохранения, считают политологи, опрошенные РИА Вести.

Впереди, по словам экспертов, перед кабинетом министров архисложная задачка — выйти из постэпидемического коллапса с наименьшими потерями и приступить не только к восстановлению, но и развитию всех отраслей экономики.

Приказ президента РФ Владимира Путина о назначении Мишустина председателем правительства вышел 16 января 2020 года спустя день после того, как его правопредшественник Дмитрий Медведев подал в отставку вместе со всем кабмином.

Структура правительства видоизменилась: за место 10 вице-премьеров у Мишустина их девять, в том числе один в статусе первого заместителя в лице Андрея Белоусова; кол-во министерских портфелей сократилось с 22 до 21 из-за ликвидации Минкавказа, на собственных постах остались старожилы: министр обороны Сергей Шойгу и министр зарубежных дел Сергей Лавров, женщин в кабмине осталось всего три: две в ранге вице-премьеров и одна министр.

АНТИКРИЗИСНОЕ Координирование

Как отмечает политолог Александр Коньков, правительство Михаила Мишустина вначале пришло для решения задачи, связанной с технологизацией управления государственными проектами, но эти приоритеты с распространением коронавируса отошли назад, и новенькому кабмину пришлось полностью переформатироваться, став по сути «правительством антикризисного правления».

«Мы лицезреем, что правительство работает действительно в режиме каждодневного реагирования на распространение кризисных явлений. И в этом контексте можно отметить то, что правительство показало не столь очевидную политическую динамичность, как ожидалось со стороны наблюдателей, но с другой стороны — вот эту техно, в хорошем смысле техническую, работоспособность, такое оперативное спокойствие, оперативную уверенность»,- произнес Коньков.

По словам старшего преподавателя МГИМО МИД РФ Алексея Зудина, до Мишустина в РФ не было ни одного премьера, который начинал бы с одной повесткой, но был обязан следовать другой.

«За этот недолгий срок — 100 дней — это недолгий срок — повестка, в которой работает Мишустин, резко поменялась. Он начинал с повестки развития, причем развития ускоренного — в взаимосоответствии со стратегией ускоренного развития, которая была сформулирована Владимиром Путиным… Но довольно быстро серьезные коррективы внесла пандемия. И ему пришлось работать уже в рамках событий чрезвычайного характера», — отметил политолог.

Несмотря на критическую смену повестки, Мишустин (русская фамилия) смог показать себя как действенный руководитель, не допустив принципиальных и серьезных ошибок, добавил Зудин.

«Я думаю, что одним из новейших серьезных вызовов была существенная децентрализация управленческой деятельности. Она произошла вследствие того, что эпидемия создала соответствующие императивы, и решения были приняты президентом, но конкретно Мишустину приходится действовать в этой новой децентрализованной управленческой схеме. И как мне представляется, он в общем работает в ней довольно эффективно», — считает эксперт.

Гендиректор Центра политической инфо Алексей Мухин также отмечает, что Мишустин попал в весьма сложную ситуацию с самого начала.

«Если его предшественники имели вероятность поработать, что называется, в условиях ординарных, то Михаилу Мишустину пришлось работать сходу в условиях экстраординарных, даже форс-мажорных. Поэтому сейчас мы не можем оценивать его как обычного премьера, мы оцениваем его как кризис-менеджера»,- пояснил политолог.

НУЖНО ПОДДЕРЖАТЬ МАЛЫЙ БИЗНЕС

Оперативная работа в сложной ситуации из-за пандемии — несомненный плюс в работе нового кабинета министров, хотя есть и минусы, отмечает Мухин.

«Мне кажется очень тревожной ситуация с национальными проектами, которая забуксовала, а 2-ое – ситуация с микроэкономикой, то есть имущественное и финансовое положение людей, а также малого и среднего бизнеса. К сожалению, сработал рефлекс, и кабинет министров принялся выручать крупный бизнес, в то время как малый и средний бизнес очутился на грани выживания. И чем это все закончится пока ни я, ни Мишустин сказать не могут», — добавил он.

С его воззрением согласен и директор Центра прикладных исследований и приложений Александр Точенов, который также отмечает, что в сложных экономических критериях власти принимают ряд мер поддержки, но не всегда этого достаточно.

«На данный момент буксует поддержка малого, среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, самозанятых. Но тем не мение, должен сказать, что в этих условиях такая форма, которая сделана в первую очередь президентом, и есть рабочая группа в Госсовете, и есть оперативный штаб, и все это работает»,- произнес эксперт.

По мнению президента Центра стратегических коммуникаций Дмитрия Абзалова, на данный момент правительству необходимо выделить те отрасли, которые наиболее серьезно снизили потребление и которые находятся в риск-сегменте. «Это не бюджетники, а малый и средний бизнес, люди, которые утратили занятость, попали под сокращение. Их выцеливать, прежде всего – вот в этом главная задача состоит, стимулировать спрос»,- полагает он.

При этом политолог отмечает, что сделать это надо в сжатые сроки в ситуации международного коллапса с точки зрения экономических связей.

Некие перегибы в работе правительства Мухин видит в области здравоохранения, которая работает в экстремальных условиях.

«Все лечат сейчас коронавирус, остальных заболеваний как будто нет, хотя они никуда не делись. Здесь надо четкую систему приоритетов расставить. Борьба с коронавирусом должна иметь положительный результат, и ни в коем случае не иметь результатом погибель социалки и экономики (хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления)», — считает политолог. «Коронавирус приходит-уходит, а экономика должна остаться, а соц отрасль тоже выжить. А у нас получается, что исполнительная вертикаль сражается с коронавирусом (семейство вирусов, включающее на январь 2020 года 40 видов РНК-содержащих вирусов, объединённых в два подсемейства, которые поражают человека и животных) и забывает, будто другого ничего нет больше»,- добавил Мухин.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ

В будущем перед правительством Мишустина будет стоять только трудная задача — восстановление и развитие экономики, отмечают все специалисты.

«Задача: как совместить возобновление масштабной работы экономики с продолжающейся борьбой с пандемией? Как в критериях плато, на которое мы все-таки так или иначе выйдем, и оно будет довольно длительным, и плюс дальше возможны рецедивы, срывы, 2-ые волны, как в этих условиях обеспечить возобновление масштабной работы русской экономики в полноценном режиме — в котором она трудилася до пандемии?»- сказал Зудин.

Эксперт добавил, что кабмину нужно будет решать гуманитарные задачи защиты российских граждан от пандемии сразу с вопросами восстановления и развития российской экономики.

«Тем более, что стратегические цели, поставленные Владимиром Путиным — я имею в виду, прорывная модель совершенствования — их никто не отменял, а они, наоборот, стали еще более настоятельными»,- констатирует Зудин.

Мухин также добавил, что правительству намечается вывести страну из экономического коллапса, в который она заходит из-за ситуации с коронавирусом. «Впереди стоит запуск экономики и обычное ее функционирование, исполнение нацпроектов. К сожалению, они отошли с первого на 3-ий план»,- отметил аналитик.

По мнению Точенова, после окончания пандемии кроме экономических проблем правительству будет необходимо пересмотреть взгляды на здравоохранение, решить вопросы по цифровизации.

«Где то самое электро правительство (одноимённом сериале см. статью Правительство (телесериал)), о котором много говорили, которое что-то делало?.. Вот на данный момент, если бы все это было сделано в свое время, то потери наши были бы существенно меньше. Переход вот в этот режим работы проектной и электро, это необходимо, это данность нашего времени», — считает он.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

В Словакии подсчитали сумму оказанной помощи Украине — Макроэкономика

Общий объем оказанной Украине помощи со стороны Словакии, включая военную помощь и помощь беженцам, оценивается на уровне 1 ...