В 2019 году индекс кредитоспособности повысился у 43 субъектов РФ |

В 2019 году индекс кредитоспособности повысился у 43 субъектов РФ | По итогам 2019 года фаворитные позиции по индексу кредитоспособности сохранили Москва и С-Петербург с максимально возможным значением. По сравнению с предыдущим годом индекс повысился у 43 районов РФ.

В 2019 году суммарный государственный долг субъектов Российской Федерации снизился на 4,2%, а суммарные доходы региональных бюджетов подросли на 9,9%. Это способствовало повышению кредитоспособности регионов в целом по стране. В то же время динамика макроэкономических и госбюджетных показателей характеризовались неоднородным распределением – в ряде районов уровень долговой нагрузки повысился, что обусловило снижение их кредитоспособности. 

Как свидетельствует динамика индекса кредитоспособности районов РФ, который рассчитали эксперты рейтингового агентства «РИА Рейтинг» по заказу АЭИ «Прайм», медианное значение индекса кредитоспособности всех субъектов РФ на 1 января 2020 года (внесистемная единица измерения времени, которая исторически в большинстве культур означала однократный цикл смены сезонов (весна, лето, осень, зима)) составило 63,6 (спектр значений от 1 до 100), что на 1,8 пункта выше, чем годом ранее. Среднее значение индекса кредитоспособности всех районов выросло с 63,0 на 1 января 2019 года до 63,7 на 1 января 2020 года. 

Посреди позитивных аспектов можно также назвать увеличение числа районов с высоким значением индекса и снижение их числа с низким значением. На 1 января 2020 года индекс кредитоспособности превзошел значение 80 у 28 регионов, что на 1 больше, чем годом ранее. У 11 районов значение индекса превышает 90. В их число помимо Москвы и С-Петербурга, у которых значение индекса (число, буквы или другая комбинация символов, указывающая место элемента в совокупности или характеризующая состояние некоторой системы, например показатель активности, производительности, развития,) находится на максимально вероятном уровне, входят Красноярский край, Ленинградская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Столичная область, Свердловская область, Тюменская область, Самарская область, Белгородская область. На 1 января 2020 года у 14 районов индекс кредитоспособности был ниже 40 и у 4 – ниже 30. За год число таких районов снизилось на 4 и 3 соответственно. 

Индекс кредитоспособности по итогам 2019 года повысился у 43 субъектов РФ, из которых у 4 районов – более чем на 10 пунктов. У трех субъектов РФ индекс кредитоспособности не поменялся, среди которых Москва и Санкт-Петербург с максимально вероятным значением индекса 100. Снизился индекс у 37 субъектов РФ.

Фаворитами по росту индекса кредитоспособности стали Краснодарский край, Астраханская область, Калужская область, Чукотский автономный округ, у которых по итогам 2019 года индекс кредитоспособности вырос более чем на 10 пунктов. В большинстве случаев основной предпосылкой повышения индекса стало снижение уровня долговой нагрузки, за счет понижения объемов долга и роста доходов. У всех вышеназванных районов налоговые и неналоговые доходы регионального бюджета выросли по сопоставлению с 2018 годом более чем на 10%, при этом объем муниципального долга снизился. 

У регионов, у которых значение индекса значительно снизилось в 2019 году, напротив, наблюдался рост объемов муниципального долга, а темпы роста расходов опережали рост доходов, что привело к повышению дефицита.

В условиях ухудшения экономической ситуации в стране и мире в целом вследствие пандемии коронавируса по итогам 2020 года собственные доходы бюджетов во многих регионах быстрее всего снизятся, при этом для финансирования расходных статей нужно будет привлекать заемные средства. В результате с большой вероятностью можно ждать роста дефицита региональных бюджетов и повышения уровня долговой нагрузки, что приведет к понижению индекса кредитоспособности большинства регионов. При этом в наиболее уязвимой обстановке окажутся регионы, у которых уже сейчас долговая нагрузка находится на высочайшем уровне. По данным на 1 января 2020 года у 9 регионов объем государственного долга превышает 80% налоговых и неналоговых доходов, из которых у 6 доходы бюджета более чем на 40% формируются за счет безвозмездных поступлений. 

В наименьшей степени негативные факторы повлияют на регионы с высочайшим уровнем бюджетной обеспеченности и низкой долговой нагрузкой. У них остается больше способностей для наращивая дефицитна бюджета и государственного долга без существенного ухудшения стойкости бюджетной системы. По итогам 2019 года у девятнадцати районов объем государственного долга не превышает 20% налоговых и неналоговых доходов. Из них у 9 регионов налоговые и неналоговые доходы (денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени) составляют более 80% суммарных доходов, региональный бюджет исполнен либо с профицитом либо с малозначительным дефицитом. 

Методика расчета индекса

Индекс кредитоспособности русских можно рассматривать в качестве индикатора, характеризующего возможности района обслуживать государственные долговые обязательств. Значение индекса может изменяться в спектре от 0 (минимально возможное / худшее значение) до 100 (max возможное / лучшее значение). Индекс рассчитывается для регионов, у которых есть муниципальный долг. Соответственно на 1 января 2019 года индекс не рассчитывается для Сахалинской области и г. Севастополь, муниципальный долг которых равен нулю. 

Методика расчета индекса кредитоспособности района основывается на агрегировании показателей, которые позволяют оценить способности субъекта РФ выполнять свои долговые обязательства. При расчете индекса учитывались характеристики, характеризующие долговую нагрузку региона, его бюджет и экономику. 

Для оценки долговой нагрузки анализировались последующие показатели: отношение государственного долга к объему собственных доходов, отношение прямого долга к объему собственных доходов, отношение коммерческого долга к объему собственных доходов, отношение общего долга субъекта РФ к объему собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, отношение общего долга субъекта РФ к объему ВРП субъекта РФ. 

В группу «Бюджет» включены такие характеристики как: Доля собственных доходов в суммарном объеме доходов, толика безвозмездных перечислений из федерального бюджета за вычетом поступлений налогов в федеральный бюджет в суммарных доходах, толика дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов РФ в суммарных доходах, отношение недостатка / профицита бюджета к собственным доходам, отношение собственных доходов к текущим расходам бюджета.

В группу «Экономика» включены последующие показатели: масштаб экономики, уровень диверсификации экономики, уровень износа главных фондов, инвестиции в основной капитал, доля прибыльных компаний, отношение задолженности по налогам к суммарному объему налоговых платежей.

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Популярные новости

Названы самые социально ориентированные региональные бюджеты в России — Регионы

Фаворитами рейтинга регионов России с самыми социально ориентированными бюджетами стали Москва, Санкт-Петербург и районы территориальная единица в ...